Стоит ли работать с «клиентом из ада»
Представьте, что открываете письмо с описанием задачи, а там — полный комплект стоп-слов: и «Вы» с большой буквы, и корпоративные штампы, и ещё слайды из презентации, на которых нет живого места. Сроки поджимают, есть тестовое задание. Что будете делать?
Представьте, что открываете письмо с описанием задачи, а там — полный комплект стоп-слов: и «Вы» с большой буквы, и корпоративные штампы, и ещё слайды из презентации, на которых нет живого места. Сроки поджимают, есть тестовое задание. Что будете делать?
Можно пойти по одной из этих дорог:
Можно пойти по одной из этих дорог:

1. Сразу отказаться

Если вы не готовы погружаться в задачу, параллельно сражаясь с демонами орфографии в рабочей переписке — лучше сразу откажитесь. Иначе придётся сталкиваться с непониманием заказчика на протяжении всего проекта и тратить дополнительные усилия на согласования каждого абзаца. И не факт, что вам обоим понравится результат.
Если вы не готовы погружаться в задачу, параллельно сражаясь с демонами орфографии в рабочей переписке — лучше сразу откажитесь. Иначе придётся сталкиваться с непониманием заказчика на протяжении всего проекта и тратить дополнительные усилия на согласования каждого абзаца. И не факт, что вам обоим понравится результат.
Красные флаги, которые могут поджидать в письме от клиента:
Красные флаги, которые могут поджидать в письме от клиента:
Обращение на «Вы» с большой буквы. Давно устарело. Мы-то с вами знаем, что уважительным общение делает совсем не заглавная буква.
Обращение на «Вы» с большой буквы. Давно устарело. Мы-то с вами знаем, что уважительным общение делает совсем не заглавная буква.
10 коротких сообщений подряд вместо одного длинного и структурированного. Это частый грех при общении в мессенджерах, но и в письме на почте создаёт ощущение, что ваш собеседник никак не может сформулировать задачу прежде всего для себя.
10 коротких сообщений подряд вместо одного длинного и структурированного. Это частый грех при общении в мессенджерах, но и в письме на почте создаёт ощущение, что ваш собеседник никак не может сформулировать задачу прежде всего для себя.
Постоянные опечатки во всех сообщениях, ошибки в именах или фамилиях участников переписки. Ошибиться один раз не критично, но регулярность здесь будет плохим знаком.
Постоянные опечатки во всех сообщениях, ошибки в именах или фамилиях участников переписки. Ошибиться один раз не критично, но регулярность здесь будет плохим знаком.
Плохо составленное ТЗ. Оно может быть слишком сжатым или наоборот — расписанным на 10 листов, и понятным только его автору. В любом случае, это будет ещё одной проблемой для понимания задачи.
Плохо составленное ТЗ. Оно может быть слишком сжатым или наоборот — расписанным на 10 листов, и понятным только его автору. В любом случае, это будет ещё одной проблемой для понимания задачи.
Горящие сроки. Если сроки горят из-за того, что «руководитель хочет работающий сайт к четвергу», а сегодня понедельник, вы не обязаны гореть вместе с этой компанией.
Горящие сроки. Если сроки горят из-за того, что «руководитель хочет работающий сайт к четвергу», а сегодня понедельник, вы не обязаны гореть вместе с этой компанией.
Бесплатное, но увесистое тестовое задание. С инфографикой, таблицами и на 10 страницах, которые сначала нужно перевести с русского на русский, чтобы разобраться, что конкретно нужно сделать.
Бесплатное, но увесистое тестовое задание. С инфографикой, таблицами и на 10 страницах, которые сначала нужно перевести с русского на русский, чтобы разобраться, что конкретно нужно сделать.
Делать тестовые задания бесплатно имеет смысл только если они не отнимут у вас больше часа времени, и нужны как элементарный фильтр адекватности, чтобы попасть на следующий этап.
Делать тестовые задания бесплатно имеет смысл только если они не отнимут у вас больше часа времени, и нужны как элементарный фильтр адекватности, чтобы попасть на следующий этап.
В остальных случаях тестовое задание — это такой же проект, в который вы будете вкладывать свои умения, время и внимание, делать круто и заботиться о клиенте. Поэтому логично брать за это оплату. А ещё это хороший способ «протестировать» не только вас как специалиста, но клиента: насколько серьёзно он относится к вашей работе, как даёт правки, вовремя ли переводит деньги.
В остальных случаях тестовое задание — это такой же проект, в который вы будете вкладывать свои умения, время и внимание, делать круто и заботиться о клиенте. Поэтому логично брать за это оплату. А ещё это хороший способ «протестировать» не только вас как специалиста, но клиента: насколько серьёзно он относится к вашей работе, как даёт правки, вовремя ли переводит деньги.
Вместе или по отдельности эти красные флаги могут стать поводом сказать клиенту нет. Или наоборот — полем для эксперимента или точкой входа в проект.
Вместе или по отдельности эти красные флаги могут стать поводом сказать клиенту нет. Или наоборот — полем для эксперимента или точкой входа в проект.

2. Отложить в сторону редакторские предрассудки

Возможно, вы поспешили с выводами, и клиент на самом деле просто составил запрос не так, как вам бы того хотелось. Чтобы выяснить это, стоит назначить встречу и выслушать его просьбу.
Возможно, вы поспешили с выводами, и клиент на самом деле просто составил запрос не так, как вам бы того хотелось. Чтобы выяснить это, стоит назначить встречу и выслушать его просьбу.
Помочь клиенту структурировать мысли и сформулировать запрос поможет шаблон ТЗ для редактора — например, такой. Лучше выслать его за день до встречи, чтобы у клиента было время вдумчиво всё заполнить.
Помочь клиенту структурировать мысли и сформулировать запрос поможет шаблон ТЗ для редактора — например, такой. Лучше выслать его за день до встречи, чтобы у клиента было время вдумчиво всё заполнить.
Это может стать хорошим началом совместной работы: вы помогли клиенту разобраться в задаче, поверили в его продукт, разглядели потенциал проекта за небезупречно написанным письмом.
Это может стать хорошим началом совместной работы: вы помогли клиенту разобраться в задаче, поверили в его продукт, разглядели потенциал проекта за небезупречно написанным письмом.
Стопроцентно идеальные клиенты бывают только в учебниках для юных редакторов, поэтому проявлять заботу и внимание стоит к любому входящему запросу — а отказаться от проекта вы всегда успеете.
Стопроцентно идеальные клиенты бывают только в учебниках для юных редакторов, поэтому проявлять заботу и внимание стоит к любому входящему запросу — а отказаться от проекта вы всегда успеете.
Работать с таким клиентом или нет — решаете только вы. Мы считаем, что выслушать его точно стоит.
Работать с таким клиентом или нет — решаете только вы. Мы считаем, что выслушать его точно стоит.
26 ЯНВАРЯ / 2022

Сущность
Контент-бюро
2021 © Сущность
Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. Все споры — по эл. почте.
Подписывайтесь на щучьи новости