Конспект книги
Конспект книги
Уступите место драме
Уступите место драме
Людмила Сарычева
Оглавление

Главное о начале работы

1
Первым делом отвечаем на вопрос читателя, помогаем разобраться. Потом добавляем драматургию.
1. Первым делом отвечаем на вопрос читателя, помогаем разобраться. Потом добавляем драматургию.
2
Функциональные и эмоциональные статьи. Главная задача функциональных — решать проблему читателя, а эмоциональных — вовлекать.
2. Функциональные и эмоциональные статьи. Главная задача функциональных — решать проблему читателя, а эмоциональных — вовлекать.
3
Идеальная информационная статья — та, в которой одновременно есть польза, интерес и резонанс. Интерес и пользу нужно выстраивать, а резонанс часто непредсказуем.
3. Идеальная информационная статья — та, в которой одновременно есть польза, интерес и резонанс. Интерес и пользу нужно выстраивать, а резонанс часто непредсказуем.
4
В начале работы обязательно продумать цель статьи. Показать или рассказать — слабые цели. Помочь читателю принять решение — хорошая цель.
4. В начале работы обязательно продумать цель статьи. Показать или рассказать — слабые цели. Помочь читателю принять решение — хорошая цель.
5
Текст становится сильнее и лучше вовлекает, если попадает в какую-то болевую точку в мире читателя. Это значит, что нужно встать на место читателя, формулировать тему и цель через проблему, которая его тревожит.
5. Текст становится сильнее и лучше вовлекает, если попадает в какую-то болевую точку в мире читателя. Это значит, что нужно встать на место читателя, формулировать тему и цель через проблему, которая его тревожит.
6
Тема должна быть достаточно сфокусированной, чтобы материал не был поверхностным. Заголовок нужно формулировать так, чтобы читатель узнавал в этом себя.
6. Тема должна быть достаточно сфокусированной, чтобы материал не был поверхностным. Заголовок нужно формулировать так, чтобы читатель узнавал в этом себя.
7
Лучший способ вовлечь читателя — собрать качественную фактуру, разнообразную и глубокую, показать тему с разных сторон, делать её многогранной.
7. Лучший способ вовлечь читателя — собрать качественную фактуру, разнообразную и глубокую, показать тему с разных сторон, делать её многогранной.
8
Любить своих читателей, старых и новых.
8. Любить своих читателей, старых и новых.

О микроприёмах драматургии в текстах

1. Поставить паузу — значит отбить абзац, чтобы сосредоточить внимание читателя на последней мысли. Это создаёт чувство, что сейчас начнётся что-то интересное.
1. Поставить паузу — значит отбить абзац, чтобы сосредоточить внимание читателя на последней мысли. Это создаёт чувство, что сейчас начнётся что-то интересное.
2. Юмор — это не обязательно анекдот внутри статьи. Можно добавлять смешные сравнения, нестандартно употреблять привычные слова или изобретать собственный язык. У вас получится — вы уже отлично шутите.
2. Юмор — это не обязательно анекдот внутри статьи. Можно добавлять смешные сравнения, нестандартно употреблять привычные слова или изобретать собственный язык. У вас получится — вы уже отлично шутите.
3. Образ — это метафора, которая помогает читателю представить абстрактную мысль, запомнить и понять. Хороший образ — естественный и незаезженный. Не надо добавлять их в статью только потому, что так написано в учебнике Люды Сарычевой. Они должны помогать понять текст, а не отвлекать внимание читателей.
3. Образ — это метафора, которая помогает читателю представить абстрактную мысль, запомнить и понять. Хороший образ — естественный и незаезженный. Не надо добавлять их в статью только потому, что так написано в учебнике Люды Сарычевой. Они должны помогать понять текст, а не отвлекать внимание читателей.
4. Тщательно дозируйте приёмы драматургии, даже если они микро. Даже с паузами можно переборщить, если поставить их сразу дюжину в коротком тексте и сломать все абзацы.
4. Тщательно дозируйте приёмы драматургии, даже если они микро. Даже с паузами можно переборщить, если поставить их сразу дюжину в коротком тексте и сломать все абзацы.
5. Приёмы добавляйте в уже готовый материал, чтобы включить эмоции там, где читатель может заскучать. Или чтобы сделать акцент на важных, интересных моментах.
5. Приёмы добавляйте в уже готовый материал, чтобы включить эмоции там, где читатель может заскучать. Или чтобы сделать акцент на важных, интересных моментах.
6. С образом бывает наоборот: пока автор не найдёт хорошую метафору, на которой легко объяснить материал, он никак не выстраивается. В этом и состоит сила образов: с ними сложный абстрактный текст становится яснее.
6. С образом бывает наоборот: пока автор не найдёт хорошую метафору, на которой легко объяснить материал, он никак не выстраивается. В этом и состоит сила образов: с ними сложный абстрактный текст становится яснее.

О принципах текстовой драматургии

1. Сказали фразу — привели пример. Примеры везде и всегда. Без примеров не считается. Обязательно поставьте пример. И здесь тоже. Если сомневаетесь, нужен ли пример, ставьте и не сомневайтесь. Уже поставили?
1. Сказали фразу — привели пример. Примеры везде и всегда. Без примеров не считается. Обязательно поставьте пример. И здесь тоже. Если сомневаетесь, нужен ли пример, ставьте и не сомневайтесь. Уже поставили?
2. Ритмичный синтаксис. Предложения не должны быть похожи на нарубленные дрова, а должны — на естественную, ритмичную речь. Для этого чередуем длину предложений, ставим разные связки между предложениями, делаем разнообразный синтаксис.
2. Ритмичный синтаксис. Предложения не должны быть похожи на нарубленные дрова, а должны — на естественную, ритмичную речь. Для этого чередуем длину предложений, ставим разные связки между предложениями, делаем разнообразный синтаксис.
3. Включить внимание читателя помогает нарушение ожиданий: в содержании, структуре, тональности, декорациях, синтаксисе. Хорошее нарушение ожиданий не разочаровывает читателя, а радует его.
3. Включить внимание читателя помогает нарушение ожиданий: в содержании, структуре, тональности, декорациях, синтаксисе. Хорошее нарушение ожиданий не разочаровывает читателя, а радует его.
Людмила Сарычева приводит отличный пример о работе с ожиданиями в рассылках. Со временем интерес читателей падает. Первые письма открывают 90% читателей, в середине их 50−60%, а к концу — 20−30, и это ещё очень хорошие показатели.
Людмила Сарычева приводит отличный пример о работе с ожиданиями в рассылках. Со временем интерес читателей падает. Первые письма открывают 90% читателей, в середине их 50−60%, а к концу — 20−30, и это ещё очень хорошие показатели.
Так происходит с любым цикличным продуктом — если выпускать одинаковые материалы в одном и том же формате, читатели потеряют к ним интерес. Поэтому авторы пробуют новые форматы, рубрики, приглашают соавторов и героев.
Так происходит с любым цикличным продуктом — если выпускать одинаковые материалы в одном и том же формате, читатели потеряют к ним интерес. Поэтому авторы пробуют новые форматы, рубрики, приглашают соавторов и героев.
Поэтому решение в том, чтобы нарушать ожидания. Но не когда всем уже надоел текущий формат, а сразу.
Поэтому решение в том, чтобы нарушать ожидания. Но не когда всем уже надоел текущий формат, а сразу.
Представьте, что рассылка о личных финансах построена по такой структуре:
Представьте, что рассылка о личных финансах построена по такой структуре:
первое письмо — базовые принципы

второе письмо — подсчёт расходов

третье — планирование бюджета

четвертое — виды инвестиций

пятое — финансовые цели

десятое — стратегия инвестора

двадцатое — уже никто не читает
первое письмо — базовые принципы

второе письмо — подсчёт расходов

третье — планирование бюджета

четвертое — виды инвестиций

пятое — финансовые цели

десятое — стратегия инвестора

двадцатое — уже никто не читает
Чем больше подобных писем — тем быстрее улетучится читательский интерес. Даже если рассылка очень полезная, решает проблемы читателей, делает их жизнь лучше, раскладывает всё по полочкам. На практике польза — далеко не решающий фактор. Поэтому каждое письмо надо писать в новом формате:
Чем больше подобных писем — тем быстрее улетучится читательский интерес. Даже если рассылка очень полезная, решает проблемы читателей, делает их жизнь лучше, раскладывает всё по полочкам. На практике польза — далеко не решающий фактор. Поэтому каждое письмо надо писать в новом формате:
приглашать экспертов и делать с ними гостевые выпуски,

объяснять на гифках,

сделать калькулятор, поделиться чеклистом для скачивания,

нарисовать карту финансовых целей,

сделать рассылку в виде сериала с эпизодами.
приглашать экспертов и делать с ними гостевые выпуски,

объяснять на гифках,

сделать калькулятор, поделиться чеклистом для скачивания,

нарисовать карту финансовых целей,

сделать рассылку в виде сериала с эпизодами.
Например, найти героя, который сам учится вести бюджет и ставить финансовые цели, чтобы он рассказал обо всех сложностях на личном опыте. Сериал должен быть построен по сериальным законам драмы: с харизматичным героем, острыми конфликтами и продуманным сюжетом.
Например, найти героя, который сам учится вести бюджет и ставить финансовые цели, чтобы он рассказал обо всех сложностях на личном опыте. Сериал должен быть построен по сериальным законам драмы: с харизматичным героем, острыми конфликтами и продуманным сюжетом.
Однообразные шутки и дерзкий тон рассказа веселят первые 10 писем, потом приедаются. Надо делать так, чтобы читатель, каждый раз открывая письмо, думал: что же они придумали на этот раз?
Однообразные шутки и дерзкий тон рассказа веселят первые 10 писем, потом приедаются. Надо делать так, чтобы читатель, каждый раз открывая письмо, думал: что же они придумали на этот раз?

О сложной драматургии

До этого речь шла об инструментах драматургии, или изменениях на уровне текста, которые можно внести в ходе косметической работы над статьёй.
До этого речь шла об инструментах драматургии, или изменениях на уровне текста, которые можно внести в ходе косметической работы над статьёй.
Драматургия на уровне содержания — это следующий уровень. Вот что обязательно должно быть в тексте, чтобы управлять вниманием и восприятием читателей:
Драматургия на уровне содержания — это следующий уровень. Вот что обязательно должно быть в тексте, чтобы управлять вниманием и восприятием читателей:
1. Конфликт
Это движущая сила повествования. На нём держится интерес читателя, он включает внимание и продвигает сюжет. Конфликт можно выстроить в теме, содержании и в заголовке.
Это движущая сила повествования. На нём держится интерес читателя, он включает внимание и продвигает сюжет. Конфликт можно выстроить в теме, содержании и в заголовке.
Чтобы создать конфликт, нужно найти противостояние между двумя сущностями:
Чтобы создать конфликт, нужно найти противостояние между двумя сущностями:
страхом и любопытством,

лженаукой и научным знанием,

старым знанием и открытием,

отдельным человеком и обществом или системой,

устоявшимся мнением и новым представлением.
страхом и любопытством,

лженаукой и научным знанием,

старым знанием и открытием,

отдельным человеком и обществом или системой,

устоявшимся мнением и новым представлением.
И ещё тысячи вариантов. Конфликт может быть якорем, который затянет читателя внутрь текста, а может быть частью структуры. Когда конфликтов несколько, чтобы структура статьи не развалилась, нужно сделать центральным только один из них.
И ещё тысячи вариантов. Конфликт может быть якорем, который затянет читателя внутрь текста, а может быть частью структуры. Когда конфликтов несколько, чтобы структура статьи не развалилась, нужно сделать центральным только один из них.
Как найти конфликт в тексте
  • статья разбивает привычные представления читателей о чём-то,
  • статья основывается на личном опыте героя,
  • это рассказ об обстоятельствах, которые мешают добиться цели.
Как найти конфликт в тексте
  • статья разбивает привычные представления читателей о чём-то,
  • статья основывается на личном опыте героя,
  • это рассказ об обстоятельствах, которые мешают добиться цели.
Как заострить конфликт
Постоянно показывать, где и как сталкиваются враждующие сущности. Раскрывать подробности, предъявлять читателю доказательства того, что проблема не выдуманная.
Как заострить конфликт
Постоянно показывать, где и как сталкиваются враждующие сущности. Раскрывать подробности, предъявлять читателю доказательства того, что проблема не выдуманная.
Как понять, когда нужен конфликт, а когда он лишний
Зачем читателю ваш текст? Если он нужен, чтобы решить проблему, тогда собирайте советы, стройте структуру, приводите примеры, и только потом думайте над конфликтом.
Как понять, когда нужен конфликт, а когда он лишний
Зачем читателю ваш текст? Если он нужен, чтобы решить проблему, тогда собирайте советы, стройте структуру, приводите примеры, и только потом думайте над конфликтом.
В интервью можно создать три вида конфликта: внутренний, межличностный и внешний. Самую большую аудиторию привлекают интервью с сильным внешним конфликтом — потому что такая тема затрагивает интересы целой группы людей.
В интервью можно создать три вида конфликта: внутренний, межличностный и внешний. Самую большую аудиторию привлекают интервью с сильным внешним конфликтом — потому что такая тема затрагивает интересы целой группы людей.
В статьях с личным опытом конфликт происходит между неопытностью героя и препятствиями на пути к его цели. В такую статью нужно добавить неоднозначный финал, чтобы читателям было интересно: с одной стороны, герой всё преодолел, с другой — получил не совсем то, чего ожидал.
В статьях с личным опытом конфликт происходит между неопытностью героя и препятствиями на пути к его цели. В такую статью нужно добавить неоднозначный финал, чтобы читателям было интересно: с одной стороны, герой всё преодолел, с другой — получил не совсем то, чего ожидал.
2. Герой
Он редко нужен для информационного текста — но там, где понадобится, должен быть убедительным. Для этого нужно:
  • продумать его характер, внутренние конфликты,

  • наделить яркими чертами характера, которые будут постоянно подчёркиваться в тексте,

  • сделать его активным, заставлять действовать, влиять на ситуацию вокруг себя,
  • заставить эволюционировать по ходу текста: изменить свои взгляды, стать мудрее или опытнее.
Он редко нужен для информационного текста — но там, где понадобится, должен быть убедительным. Для этого нужно:

  • продумать его характер, внутренние конфликты,

  • наделить яркими чертами характера, которые будут постоянно подчёркиваться в тексте,

  • сделать его активным, заставлять действовать, влиять на ситуацию вокруг себя,

  • заставить эволюционировать по ходу текста: изменить свои взгляды, стать мудрее или опытнее.
Путь героя — это этапы развития сюжета в тексте. Они могут быть такими:
Путь героя — это этапы развития сюжета в тексте. Они могут быть такими:
Жизнь героя до приключений
Вызов, который толкает героя к приключениям
Отказ от вызова
Сомнения
Что-то подталкивает героя принять вызов
Герой отправляется в путь
Первые трудности и борьба
Победа
Немного большие трудности и снова борьба
Победа
Самые большие трудности и борьба
Финальная победа или поражение
Не обязательно полностью использовать эту структуру — можно брать фрагменты. Главное — чередовать провалы с победами и наращивать напряжение.

Если в тексте нет героя как такового, то его роль могут выполнять сам читатель или собирательный образ. Тут вам понадобится архетипичный сюжет — не путайте с архетипами.
Не обязательно полностью использовать эту структуру — можно брать фрагменты. Главное — чередовать провалы с победами и наращивать напряжение.

Если в тексте нет героя как такового, то его роль могут выполнять сам читатель или собирательный образ. Тут вам понадобится архетипичный сюжет — не путайте с архетипами.
3. Сюжет
Он есть даже там, где на первый взгляд кажется, что его нет. Мы привыкли представлять сюжет как череду каких-то событий, с которыми пытается справиться герой.

Архетипичные сюжеты могут быть такими:
Он есть даже там, где на первый взгляд кажется, что его нет. Мы привыкли представлять сюжет как череду каких-то событий, с которыми пытается справиться герой.

Архетипичные сюжеты могут быть такими:
Путешествие
Движение к цели и обретение нового.
Защита крепости
Это сюжет про защиту чего-то дорогого для читателей и чему грозит опасность. Герой этому препятствует.
Победа над монстром
Над героем нависает угроза, он борется и побеждает.
Загадка
Которую герою нужно разгадать, это разжигает любопытство, в конце читатель получает объяснение.
Из грязи в князи
Типичная история успеха.
Возрождение
Герой теряет веру в себя или что-либо, проходит трансформацию и обретает равновесие. Героем может быть личность, сообщество, компания или даже здание.
Самопожертвование
Герой намеренно жертвует собой или своими интересами ради других или высшей цели.
Жертва
Герой становится заложником сложных обстоятельств, из которых предстоит выбраться.
Любовная история
Может быть с любым количеством участников и динамикой между ними на ваше усмотрение. В широком смысле это может быть история о дружбе, любви к своему делу, любви к себе и самоподдержке.
Похищение
Главным героем становится то, что украдено, на этом основаны действия персонажей и развитие сюжета.
Сначала нужно собрать фактуру, подготовить материал, продумать аудиторию, сформулировать тему. Только после этого можно будет подумать о том, на какой из архетипичных сюжетов похож ваш текст. А уже потом заострять сюжет, расставить акценты, вовлечь.

Использовать такой уровень драматургии в каждой статье не получится — сначала надо научиться определять подходящие для этого темы и фактуру. Иногда для этого придётся из функциональной стать сделать эмоциональную, а вместо инструкции — интервью.

При этом всегда держать в голове интересы читателя, ставить их на первое место, и не забывать о своей задаче. Если она в том, чтобы вовлечь и заинтересовать людей, тогда расчехляйте арсенал драматургии по полной: с конфликтом, сюжетом и героями.
Сначала нужно собрать фактуру, подготовить материал, продумать аудиторию, сформулировать тему. Только после этого можно будет подумать о том, на какой из архетипичных сюжетов похож ваш текст. А уже потом заострять сюжет, расставить акценты, вовлечь.

Использовать такой уровень драматургии в каждой статье не получится — сначала надо научиться определять подходящие для этого темы и фактуру. Иногда для этого придётся из функциональной стать сделать эмоциональную, а вместо инструкции — интервью.

При этом всегда держать в голове интересы читателя, ставить их на первое место, и не забывать о своей задаче. Если она в том, чтобы вовлечь и заинтересовать людей, тогда расчехляйте арсенал драматургии по полной: с конфликтом, сюжетом и героями.

Какая такая композиция

1. Если читатель уже заинтересовался заголовком, будет обидно потерять его доверие из-за введения — или не соответствующей заголовку статьи. Лучшее введение — такое, которое сразу погружает в контекст и даёт фрагмент информации. В качестве введения отлично подходят факты, цифры, фотографии, лишь бы они были по теме. Пословицы не надо.
1. Если читатель уже заинтересовался заголовком, будет обидно потерять его доверие из-за введения — или не соответствующей заголовку статьи. Лучшее введение — такое, которое сразу погружает в контекст и даёт фрагмент информации. В качестве введения отлично подходят факты, цифры, фотографии, лишь бы они были по теме. Пословицы не надо.
2. Развязку, ключевую идею статьи можно ставить в начало, середину или конец. От этого зависит, на чём сосредоточится читатель: на развитии сюжета или деталях.
2. Развязку, ключевую идею статьи можно ставить в начало, середину или конец. От этого зависит, на чём сосредоточится читатель: на развитии сюжета или деталях.
3. Лучшее заключение для информационных статей — практическое: выводы, шпаргалка, список советов, калькулятор, сравнительная таблица. И всегда можно поэкспериментировать.
3. Лучшее заключение для информационных статей — практическое: выводы, шпаргалка, список советов, калькулятор, сравнительная таблица. И всегда можно поэкспериментировать.

Структурируй и побеждай

1. Структура в информационной статье должна быть чёткой и ясно доносить мысль.
1. Структура в информационной статье должна быть чёткой и ясно доносить мысль.
2. Для чёткой структуры работает правило: выбрать одну тему, писать для одной аудитории и следовать одной цели.
2. Для чёткой структуры работает правило: выбрать одну тему, писать для одной аудитории и следовать одной цели.
3. Когда чёткая структура готова, можно экспериментировать дальше. Продвигать один ключевой тезис, подбирать истории, выстраивать сквозную историю.
3. Когда чёткая структура готова, можно экспериментировать дальше. Продвигать один ключевой тезис, подбирать истории, выстраивать сквозную историю.

Искусство кэпшена

Бывает, что для статьи нет фотографии с драмой, а есть просто фотография, которая иллюстрирует мысль из текста. Тогда драму можно добавить с помощью подписи. Вообще иллюстрация без подписи — преступление против интереса читателей.
Бывает, что для статьи нет фотографии с драмой, а есть просто фотография, которая иллюстрирует мысль из текста. Тогда драму можно добавить с помощью подписи. Вообще иллюстрация без подписи — преступление против интереса читателей.
Подпись выполняет три функции:
Подпись выполняет три функции:
  • подсказывает, на что обратить внимание,
  • обогащает содержание статьи и фотографии,
  • рассказывает что-то новое, развлекает.
  • подсказывает, на что обратить внимание,
  • обогащает содержание статьи и фотографии,
  • рассказывает что-то новое, развлекает.
Людмила Сарычева советует делать подписи такими

Важное

Конспект книги подготовлен контент-бюро Сущность.
Если вам понравился конспект, купите книгу — там много примеров и практики.
Права на книгу принадлежат издательству Бомбора.
Конспект книги подготовлен контент-бюро Сущность.
Если вам понравился конспект, купите книгу — там много примеров и практики.
Права на книгу принадлежат издательству Бомбора.

17 НОЯБРЯ / 2021
Сущность
Контент-бюро
2021 © Сущность
Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. Все споры — по эл. почте.
Подписывайтесь на щучьи новости